Хлеб - это жизнь!

Около пяти лет назад я приехал на рождественский семинар в карельское экопоселение Гришино, где семья Кулясовых из другого, уже вологодского, поселения Большой камень, научила меня делать настоящий ржаной хлебушек по северорусским рецептам на хмелевой закваске. Иван и Антонина собирали эти кулинарные секреты в многочисленных этнографических и социологических экспедициях по русскому Северу - Архангельской области, Карелии и Вологодчине. Эти знания стали для меня первыми ласточками из целого мира северной традиции, что начал открываться мне с приобщения к хлебу.

С тех пор хлебопечение захватило меня! Годы экспериментов в домашних условиях дали определенный опыт, и теперь я не только пеку хлеб для себя, друзей и на продажу, но и обучаю всех желающих этому чудесному действу — хлеботворению!

С лета 2011 года я начал проводить регулярные мастер-классы по бездрожжевому хлебопечению под названием «Живой Хлеб» от мастерской «Жито». Сначала на фестивале Пустые холмы в 2009, а потом и в 2011 году я и единомышленники на пространстве фольклорной сцены построили настоящую русскую печь и угощали всех гостей хлебушком прямо с пылу-жару. Вскоре эта традиция - печь хлеб в печи - перекинулась на другие фестивали. Отведав хлеба и щей-да-каши из печи на живом огне, многие возжелали приобщиться к таинству древнерусской кухни, центром которой, безусловно, является простой крестьянский хлеб на закваске...

Занятия практиками Великой северной традиции открыли для меня новую грань в хлебном деле. Я понял, что хлебопечение и Хлеб вообще - это целый мир! Это не только ремесло, священная пища, центр в фольклоре, религии, быту и традиции, но и лекарство, и источник Силы...и Жизни!

О том, что Хлеб на Руси всегда был в почете, говорит огромное количество пословиц и поговорок. Это сейчас он воспринимается лишь как дополнение к еде, но раньше Хлеб считался самостоятельным продуктом, даже деликатесом. Ведь в великий голод народ просил Хлеба, а не овощей или мяса. Не иначе как «Жито», то есть жизнь — именно так в разных уголках нашей Родины называют люди пшеницу, рожь, ячмень — хлебные злаки. Кстати, сейчас у экопоселенцев и в среде адептов здравого питания возник огромный интерес к изначальным злакам - первородным пшенице и ржи. Эти "культурные" растения не были испорченны генными экспериментами и селекцией, а потому способны приспособиться к любым условиям, показывая чудеса выживаемости и урожайности. Как ни странно, но полбу (первородная пшеница) нам вернул австриец Зепп Хольцер - "аграрий-революционер", прозванный так за свой гражданский кураж - свободу крестьянствовать на земле так, как велит его душа, а не правительства.

На Руси к Хлебу относились почти как к живому, священному существу. Как в глубокой древности, так и сейчас он стоит в центре множества религиозных обрядов, ритуалов и примет. Изначально выращивание и выпекание Хлеба было исключительно жреческим занятием — уделом избранных! Наши предки Хлеб ценили не только за способность быстро утолять голод, но и за его целительские возможности. Что же это за сила заключена в Хлебе?

А Сила эта могучая — Сила зарождения Жизни! Рецепт Хлеба, идущий из глубокой древности, составлен так, что в процессе приготовления эта Сила начинает лучиться из муки и заполнять собою пористую структуру каравая. Известно, чтобы приготовить Хлеб, опаре нужно стоять целую ночь на печи — алтаре русской избы, а подходящее тесто нужно по нескольку раз обминать. Во время замеса хлебопеки молились, читали заговоры или пели — наполняли Хлеб духовной энергией. Природные силы также участвуют в приготовлении Хлеба. Здесь работают все первоэлементы: земля, огонь, металл, воздух и вода.

На Земле с Её сотворения сменилось великое множество цивилизаций. От единиц сохранились какие-либо упоминания или остатки, но даже от самых первых цивилизаций сохранилась культура Хлеба, во многом благодаря своей неприметной обыденности...

* * *

С душой, по традициям предков приготовленный Хлеб способен питать и плоть, и дух, даже если он испечен в газовой или электрической плите. Такой Хлеб практически не нуждается в последующей активизации в нем Силы. А вот с покупным хлебобулочным изделием другая история. И есть несколько способов активизации Силы.
А как вы думаете, почему испокон веку на Руси было принято Хлеб ломать, а не резать? А откуда пошло выражение «отрезанный ломоть»? Это и другое вы узнаете на семинаре, куда с радостью приглашаю каждого - «Живой Хлеб»!