Сельцо Маковницы в годы владения Лодыженских

makovnici1.JPG

История ныне вымирающего села Маковницы традиционно была связана с усадьбой в нем находящейся. Собственно сам населенный пункт возник вокруг барского гнезда. Изначальным его населением были дворовые люди, прислуга. К сожалению, автор настоящей работы не располагает сведениями о владельцах имения до 1830-х гг. Нам известно, что в сер.1830-х годов это имение уже принадлежало семье Лодыженских. Семья эта дворянского достоинства происходила по преданию от «мужа честна Облагини», шведа, который выехал в 1375 году к великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому. Род этот упоминается в разрядных книгах с сер. XVI в.
В XVII веке представители рода служили воеводами, стряпчими, патриаршими и государевыми стольниками. В XVIII столетии род этот развивался в фарватере государственных преобразований. Так например Юрий Федорович Лодыженский, кравчий царя был послан в 1694г для наук в Европу. Василий Юрьевич Лодыженский служил во флоте с 1734 –капитан- командором, Федор Николаевич Лодыженский – полковой адъютант лейб-гвардии Преображенского полка, участник русско- шведской войны(1788-1790). К началу XIX столетия род этот изрядно разросся, многие представители его отличились как на гражданской, так и на военной службе. Николай Федорович Лодыженский командовал полком во время русско-турецкой войны, участвовал и в отечественной войне 1812 года. Илья Федорович Лодыженский состоял зубцовским уездным предводителем дворянства, Иван Николаевич Лодыженский(1848-?) кашинским уездным предводителем. Тайный советник, шталмейстер Иван Николаевич Л.(1878-?) был сенатором и в 1914-1917гг управляющим делами совета министров. Род Лодыженских был внесен в 6-ю,3-ю,2-ю части дворянских родословных книг Калужской, Саратовской, Тамбовской, Тверской, Нижегородской, Тульской, Ярославской, Костромской, Псковской, Астраханской, Рязанской губерний.

Одна из ветвей этого рода имела поместья в Тульской и Тверской губерниях, отличалась завидными музыкальными дарованиями и активным участием в общественной жизни. Старший ее представитель в XIX веке – Василий Алексеевич Лодыженский владел сельцом Воскресенское Чернского уезда в Тульских землях. Здесь родился выдающийся композитор – А.С.Даргомыжский. Николай Васильевич Лодыженский, сын вышеупомянутого Василия Алексеевича приходился Даргомыжскому двоюродным братом. По утверждению В.Г.Каратыгина, автора посмертного очерка об Н.Н.Лодыженском(сыне Н.В.) в «Музыкальном современнике», Н.В.Лодыженского с Даргомыжским связывала давняя дружба. Каратыгин был знаком с сестрой Н.Н.Лодыженского, Варварой Николаевной, которая делилась приятными воспоминаниями, что в их семье была традиция делать запасы варенья для Даргомыжского.

Итак, Лодыженских уже связывали с музыкой некоторые родственные отношения. Но перейдем непосредственно к представителям этого рода, жившим в своем имении Маковицы тверской губернии. Двоюродный брат Даргомыжского, Николай Васильевич Лодыженский, о ком было сказано выше в 1830-х гг считался владельцем поместья Маковицы Кашинского уезда. Сам он гвардии полковник проживал там с десятью детьми, особыми талантами не отличался. Тем не менее, благодаря дружбе с композитором старался дать детям музыкальное образование. Расскажем о каждом из них, эта информация поможет представить себе атмосферу, царившую в Маковицах в сер. XIX столетия. Иван Николаевич Лодыженский сочинял пьесы на фортепиано. В «тверских губернских ведомостях» в заметке от 15 ноября 1891г. упомянут оркестр И.Н.Лодыженского выступавший в зале тверского дворянского собрания. Его вышеупомянутая сестра Варвара, так же занималась композицией, Анна Николаевна превосходно пела. Кстати именно Анна Николаевна Лодыженская стала возлюбленной Бородина, ей были посвящены его романсы - «Морская царевна», «Отравой полны мои песни», «Фальшивая нота». Анна Николаевна впервые увидела Бородина именно в Маковицах, впоследствии стала слушательницей высших женских курсов, где он преподавал. Наибольшим самородным талантом в области музыки отличился младший из братьев – Н.Н.Лодыженский. Виртуозно владея фортепиано, он выдавал потрясающие по своей техничности и гармонии импровизации. О его необыкновенном даровании речь пойдет дальше.

Выделим некоторые известные нам события из жизни имения Маковицы той эпохи. Возможно, имея желание образовать вокруг своих детей грамотную и нравственную среду, Николай Васильевич берется за образование крестьянских детей. В то время (а это 1840-е) такое желание уже само по себе было новаторским. Отметим что об этом событии нам известно из донесения Кашинского уездного исправника, где упомянуты всего две школы организованные в частновладельческих имениях уезда: в селе Кой и в сельце Маковницы. Документ рисует перед нами картину этой задумки Лодыженских. «Училище основано в1847 году, содержится из господских сумм от 25 до 30 рублей», «обучает приходской священник, безмездно, и один его помощник из числа закончивших это училище, с платою в уч.мес. 5-6 руб. серебром на господском содержании. Число обучающихся мальчиков – от 15 до 25, девочки не обучаются». Таким образом, в 1847г. в усадьбе Маковицы было открыто приходское училище для крепостных.

Примерно тогда –же, при Николае Васильевиче были заложены основные составляющие усадьбы. Был разбит пейзажный парк, занимающий ок.12 десятин. В нем были насыпаны валы, высажены лиственницы, дубы, липы, сибирские кедры. В дополнении к двум прудам уже существовавшим в имении все это создавало удивительную по гармонии и красоте картину. В настоящее время известно место, где стоял когда-то барский дом Лодыженских, но ни фотографиями его, ни словесными описаниями мы не располагаем. Неизвестно так-же и когда он был построен, вероятно в тех же в 1840-х, хотя прямых подтверждений тому нет. Несомненной доминантой ансамбля была церковь Покрова богородицы, построенная в 1806-1815 годах. Это легкий, устремленный ввысь храм, украшенный в стиле классицизма, до сих пор поражает своими формами. Кстати как утверждают местные крестьяне топоним «Маковницы» возник именно благодаря маковкам покровской церкви. Согласно Тверскому епархиальному статистическому сборнику о храме приводятся следующие сведения: «Покровская 1817г, кам., престолов 3, хол.Покр.Пресв.Богородицы,тепл. Св. Николая…..».

Продолжая рассказ о владельцах усадьбы, перейдем от Николая Васильевича к его сыну Николаю Николаевичу Лодыженскому. Николай родился в Маковицах в 1842 году. Он получил прекрасное домашнее образование, что позволило ему позднее поступить в Московский университет и продолжить образование на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского. Благодаря своим музыкальным дарованиям (о которых мы уже говорили) он появляется на культурном горизонте столицы и примыкает к балакиревскому кружку в 1866-1867гг. Об участии Н.Н. в жизни «Могучей кучки» свидетельствут многочисленные характеристики Римского–Корсакова в «Летописи моей музыкальной жизни», письма Стасова, оценки Кюи. Приведем здесь слова Н.А.Римского-Корсакова о Лодыженском: «образованный, странный, увлекающийся и одаренный сильным, чисто лирическим талантом», о высокой технике музыкального исполнения Н.Н. свидетельствует фраза Корсакова «Он не дурно владел фортепиано» - в устах Корсакова она звучала как похвала. В 1866-м Лодыженскому было 24 года; придя в кружок, он исполнял наброски своих сочинений, импровизации на оперные темы, симфонии и романсы. В « Летописи» Римский-Корсаков так описывает впечатление, которое произвели все эти сочинение на содружество музыкантов: «Все это было так изящно, красиво, выразительно и даже правильно, что тот час же привлекло к нему наше общее внимание и расположение». Лодыженский становится завсегдатаем кружка, последующие контакты с могучей кучкой длились около 10 лет, хотя не были столь плодотворны как первые годы знакомства. В кружке Н.Н. получил прозвище – «Фим», которое является инверсией слова «миф». Такое прозвище ему дали друзья за способность внезапно появляться и исчезать из их поля зрения, а так же за склонность к чудачествам и инфантильность к творчеству. Отметим то непостоянство, с которым подходил Н.Н. к своим произведениям. Николай Андреевич Римский-Корсаков в письме В.В.Стасову пишет следующее: «Фим наигрывал мне свои материалы для «Русалки», материалы хорошие, а что будет - не знаю, ждать от него много можно, а все-таки он Фим» (здесь речь ведется о кантате Н.Н. «Русалка» на стихи М.Ю.Лермонтова). С Николаем Андреевичем Н.Н. связала впоследствии многолетняя дружба. В 1867-68 годах их музыкальное сотрудничество достигло своего пика. Они вместе музицируют, играют в четыре руки, занимаются контрапунктическими упражнениями.

В 1868 году Лодыженский приглашает друзей-кучкистов погостить у себя в имении Маковицы Кашинского уезда. «Помню, как сидя однажды у себя – отмечает в «Летописи» Римский-Корсаков, - я получил его записку с назначением дня отъезда. Помню, как картина предстоящей поездки в глушь, вовнутрь Руси, мгновенно пробудила во мне прилив какой-то любви к русской народной жизни, к ее истории вообще». Летом 1868 года усадьба Маковицы встречала гостей: Н.А.Римского-Корсакова, супругов Бородиных, В.В.Стасова. Николай Андреевич назвал эту поездку «Путешествием в фимическое царство с химическим господином» (Алхимиком или Химическим господином звали Бородина, за его увлечение химией – прим. Авт.). Далее вот как он описывает свое пребывание в Маковицах: «У Фимов я провел время не дурно, ел в страшном количестве ягоды со сливками и гулял. А Фимы, хоть они и Фимы, а все-таки радушные господа, а главный Фим положительно добрый и хороший человек, а что до того что он бестолков, то это до меня не касается» и еще « В имении братьев (здесь имеется ввиду И.Н.Лодыженский, совладелец имения – прим.авт) я провел приятно около недели, глядя на хороводы, катаясь верхом с хозяевами и Бородиным, обмениваясь всякими музыкальными мыслями с последним за роялем. В бытность мою в Маковницах Бородин сочинил романс «Морская царевна» с его курьезными секундами в фигурациях аккомпанимента». Сам же Римский-Корсаков работал в Маковицах над оперой «Псковитянка».

Вновь конкретизируя вехи истории усадьбы, отметим, что в словах Римского – Корсакова присутствует косвенное упоминание о конном заводе, находившемся при усадьбе. Он же упомянут в «Списке населенных мест Тверской губернии по сведениям 1859г под ред. Вильсона И.» Здесь же приводятся статистические данные о сельце на 1859г: «с.Маковицы при речке Мурможе – 4 дв., 22м., 27ж.» - в общем вполне логичное описание жителей усадьбы –помещиков и их дворни т.к., сколько и какого сословия данных не приводится. В другом статистическом свидетельстве за 1894г приводится более подробная информация: «Усадебной земли в имении 12 дес., пахотной – 215 десятин, полевой – 173 дес., пустошей – 112,5 дес., Строений жилых – 6, строений нежилых – 12, сдается помещение под приемный покой за 200руб, кабак доходу дает 150 руб., в хозяйстве есть ветряная мельница» - таким было хозяйство Лодыженских во второй половине XIX столетия.

Но вернемся к владельцу имения, с тем, что бы проследить дальнейшую судьбу этого удивительного человека. Каждый новоиспеченный опус в Могучей кучке без сомнения подвергался серьезной критике, как считается именно это, а так же слабовольность в сфере искусства заставили Лодыженского охладеть к своим сочинениям. С Римским–Корсаковым Н.Н. связывала большая дружба, как известно нам из письма Н.Н. Надежде Николаевне Римской –Корсаковой от 14 апреля 1886г Лодыженский называет Николая Андреевича кумом и просит передать привет. Действительно Римский – Корсаков был крестным старшего сына Лодыженского, родившегося в 1872году. Мальчику было дано непривычное для современного слуха имя Воин-Иоанн. Отметим, что это родовое имя Римских-Корсаковых. Николай Андреевич посвятил своему другу один из романсов на стихи Лермонтова – «Как небеса твой взор блистает…».

Впоследствии, как говорили в то время, Николай Николаевич пошел по дипломатической стезе. Служил в Будапеште, Белграде, Сараеве, Кенингсберге, Галице, затем генеральным консулом в Нью-Йорке. Контакты с Могучей кучкой пресеклись сами собой. В 65 лет(в 1908-м) вернулся в Россию, оставив службу по возрасту и поселился в Маковицах. Но и здесь он нашел оптимальное приложение своим силам: в 1910-1912гг, 1914-1916гг - гласный Тверского губернского, Кашинского и Калязинского уездных земств. В 1912-1914гг избирался Кашинским уездным предводителем дворянства. Состоял членом славянского общества, чиновником особых поручений при обер-прокуроре священного синода, казначеем Палестинского общества, являлся основателем общества единения православной и англиканской церквей. Умер он 15 февраля 1916 года в Петербурге.

Как мы видим в дипломатической части у Николая Николаевича уже не отмечалось «последствий русского дилетантизма» упомянутых Римским-Корсаковым, но о музыке Николаю Николаевичу пришлось надолго забыть. Кстати сам Николай Андреевич впоследствии отзывался о своем друге куда более холодно: «Я слышал рассказы о том, как под влиянием современного аскетизма Н.Н.Лодыженский спал на голых досках, говорят даже утыканных гвоздями; как говея в деревне молился он в старом запачканном платье, как ездил на старой кляче к исповеди и как на другое утро, одетый во все новое, на нарядной тройке едучи ко причастию, он повернул назад домой воскликнув: «Все это вздор» - и дома принялся танцевать польку или что-то в этом роде. Странный, непонятный чудодей!» и еще «Умный образованный талантливый и как будто не на что не годившийся…». Подобным образом отзывался о Н.Н. Бородин с которым Лодыженского связывали отношения преданной дружбы. Он отмечал «обломовщину», «глупость и дурацкое воспитание», Бородин всегда насмешливо отзывался о «помещиках – Фимах, безалаберных не годных ни к чему путному», слово «фимское» у него звучало как явное осуждение.

Опишем музыкальное наследие «несостоявшегося кучкиста». Из «Летописи» Римского –Корсакова нам известно о следующих «начатках» музыкальных произведений Н.Н.: Опере «Дмитрий самозванец» на еще не существующее либретто, кантате «Русалка» по Лермонтову, ряде романсов, которые по настоянию друзей все-таки были напечатаны и увидели свет. В статье В.В.Стасова «Двадцать пять лет русского искусства» о Лодыженском сказано: «его романсы полны поэзии, таланта и глубокой страстности. Таковы: «Да, я вновь с тобой», «Призыв», «Я умер от счастья», «Денница», «Текут мои слезы» («Во сне я неутешно плакал»). Другой апологет Могучей кучки Цезарь Кюи писал о романсах Лодыженского куда более сдержанно. Кюи отмечает «Красивость в деталях» но, подчеркивает «отсутствие цельности в общем»,находит в них «тонкий гармонический вкус» и наличие «авторской индивидуальности», но утверждает что они «практически не исполнимы», благодаря «невероятной трудности аккомпанементов». Известный исполнитель и музыкальный критик начала XX века посвятивший памятною статью музыкальному творчеству Лодыженского В.В.Каратыгин подводя итоги деятельности композитора, сокрушается из-за невосполнимых утрат, а так - же безвестности Лодыженского в музыкальных кругах. Он сравнивает Н.Н. с Львом Толстым, нравственная философия которого противостояла его таланту (по мнению Каратыгина), причиной гибели столь самобытного дарования в Н.Н.Лодыженском Каратыгин считает дипломатическую карьеру, излишнюю воцерковленность и леность к собственному творчеству. Тем не менее имя Лодыженского золотыми буквами вписано в книгу отечественной культуры, значимо оно и для родных кашинских мест где он вырос, творил, занимал общественные посты.

Вновь проследим взаимосвязь между имением Маковицы и его владельцами. В мемуарной литературе оно чаще всего встречается как «усадьба братьев Лодыженских», которой «владели все безраздельно». Кроме Николая Николаевича Лодыженского о котором уже писалось выше владельцем считался Иван Николаевич Лодыженский (какое-то время он так-же состоял предводителем кашинского дворянства), оба они упомянуты в «Именном списке землевладельцев по кашинскому уезду», известно также , что Иван пытался продать свою часть имения Маковицы о чем публиковал объявления Тверских губернских ведомостях в 1906г и 1914г. Вероятно продал, о чем документальными свидетельствами не располагаем, но имеем устные свидетельства крестьян, что часть Маковницкого имения выкупил некий немец Рудольф, построивший там сыроварню. Наследницей имения принадлежавшего Н.Н.Лодыженскому на 1917г значилась его дочь Александра Николаевна. После национализации большая часть построек перешла в ведение сельхоз Коммуны, затем Маковницы превратились в центральную усадьбу колхоза. Барский дом, а также старый парк перешел в ведение Маковницкой школы.

Позднее для школы было построено другое здание, а предыдущее было разобрано. Силами школьников поддерживался порядок в парке, расчищались аллеи и пруды. Село Маковницы имело собственный сельсовет, больницу, молокозавод. После укрупнения село начало вымирать, закрылась школа, большинство жителей уехало.
В настоящее время в Маковицах проживает одна семья. Поясним настоящее состояние усадебного комплекса: барский дом стерт с лица земли, осталась только «печина» (местное название остова постройки-прим.авт.), помещения конного завода и училища, тоже были деревянными, время их не пощадило. Сохранился парк с вековыми насаждениями дубов, лип, лиственниц. Еще видны его аллеи, т.к. прочищались в советское время, но и они зарастают, глубина парка все более напоминает лес. Оставляют желать лучшего пруды «Ольга» и «Софья», сегодня они заболачиваются. Единственное строение старой усадьбы сохранившееся до наших дней – покровский храм.

В советское время здесь было устроено одно из помещений молокозавода. Классический храм был облеплен грубыми пристройками, он потерял свои легкие «маковки», которыми так славился. Были счищены фрески, алтарь отделила стена из силикатного кирпича. В настоящее время он , как и все помещения молокозавода руинирован и заброшен. Маковницкая усадьба хоть и получила статус объекта культурного наследия, но конкретных шагов к его охране не предпринимается.

Приводится по дипломной работе Столярова А.К. «Дворянские усадьбы Кашинской земли. Исторические судьбы», МГГУ им. Шолохова, Москва 2009 г.

Источники:

«Памяти Н.Н.Лодыженского» Каратыгин В.Г., «Музыкальный современник»,№7,1916

«Несостоявшийся кучкист» Дроздецкая Н., краеведческий вестник «Живая вода», 2 июня 2000

ГАТО ф131, оп1, д931 «Дело Тверского губернского статистического комитета. О числе училищ в помещичьих имениях Тверской губернии»

«Сборник стат.сведений по Тверской губернии .Кашинский уезд.», Тверь, 1894

«Тверской епархиальный статистический сборник», сост.Добровольский, Тверь, 1901

«Летопись моей музыкальной жизни», Римский-Корсаков Н.А., «Молодая гвардия», Москва, 1987

«Музыканты Верхневолжья», Шиков В.И., «Московский рабочий», Калинин, 1984.-с.52-54

«Тверская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года.»под ред.Вильсона И., издан центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел, СПб, 1862

«Формулярный список о службе кашинского уездного предводителя дворянства действительного статского советника Н.Н.Лодыженского» ГАТО ф59, оп1, д5073

«Именной список землевладельцев кашинского уезда, достигших 25-летнего возраста, владеющих имущественным цензом более одного года и имеющих по ст.12 полож. О выборах в гос. думу право участвовать на избирательном съезде уездных землевладельцев.» Приложение к №78 Тверских губернских ведомостей 1905г, от 15 октября.

О продаже( имения статского советника И.Н.Лодыженского при с.Маковницы Кашинского уезда),Твер.Губ.Ведомости.,-1914.-12сент.(№76).-с.6

Воспоминания Кашинских крестьян в записи сотрудников Музея Кашинской Старины.