Вознесенская Жар-птица

Публикуется по "Сельская Новь" 2012

В деревнях Матино и Вознесенье Кашинского района Тверской области десять лет

происходят чудеса. Здесь растет число жителей, люди находят работу и рождаются дети. Здешний народ поет песни, отмечает праздники и ведет традиционный уклад.

«Они там»

Так звучит название деревни Матино, если прочитать его наоборот. Символично! Но ничто не случайно. Люди осознанно стали ехать сюда из городов около 10 лет назад. Кого-то подтолкнули прочитанные книги, кого-то переезд друзей, кто-то просто устал от городской суеты. Сейчас матинцы вспоминают о тех временах с усмешкой – многое поменялось и в жизни, и в головах. Однако, твердая уверенность в том, что у русского села есть будущее, сохранилась. Сейчас жители деревень Матино и Вознесенье ассоциируют себя с новым образом - творческим объединением «Жар-птица» - в их представлении – символом возрождающейся русской деревни. Не слишком ли пафосно? Решите об этом сами и позже, а пока – вперед по деревенской дорожке!

Свет в конце деревни

Бывшие горожане увидели когда-то здесь перспективу. Абсурд, подумает каждый. И будет прав по-своему. Что особенного нашли здесь эти люди: брошенные колхозные поля, да развалины ферм и домов, разбитые дороги, доживающее свой век пьющее и престарелое население? Вроде бы место, каких множество на Руси-матушке. Это наверное москвичи с жиру бесятся? Вот и местные власти поначалу думали: чего можно ждать от москвичей хорошего? Но не все москвичи – агрессивные дачники с шашлыками и двухметровыми заборами с проволокой. Это еще и переселенцы с новым мышлением. Хотя ошибочно думать, что стремление к сельскому образу жизни – страсть исключительно Московская. В Матино живет народ с Тверского края, Урала, даже из Германии!

В городе легче, но в деревне лучше

Бдительный читатель заподозрит неладное: «Это сектанты или фанатики? Зачем ехать в глушь из Москвы?» Но эти люди не отказывались от мира: компьютеров, автомобилей и других «благ цивилизации». «Да, приходится потрудиться – вскопать грядку и наколоть дров, воды принести. Зато на земле ты сам себе хозяин. Здесь больше возможностей для творческой реализации, есть уверенность в завтрашнем дне. - говорит Старикова Ольга. А такие насущные городские проблемы – грязная среда, химические еда, криминал, пробки, болезни и пьянство – здесь чужды».

«Не красна изба углами»

В Матино и Вознесенье постоянно гости. Счастье притягивает. Здесь молодые семьи и здоровые дети, улыбающиеся лица. Неужели это редкость, сегодня? В городе – скорее да. А здесь живут люди, к которым просто приятно приехать в гости. По крайней мере, я приезжаю, частенько. Здесь к гостям, старым и новым друзьям – очень теплое отношение. Хозяева воспринимаются людьми, которых ты знал всегда…. Открытость, беззаботность, искренность и постоянная радость на лицах – этого достаточно, чтобы людей тянуло как магнит.

А делать что?

Чем занимаются там эти люди? Про долгие зимние вечера – очень характерный вопрос от гостей-горожан. Большая часть свободного от сельскохозяйственных трудов времени отдается творчеству: песня, сцена, изучение края, работа с детьми своими и чужими, занятие ремеслом, помощь инвалидским и ветеранским организациям. Всего и не перечесть, по словам Алексея. Но можно – ли этим заработать на жизнь? Опыт «жар-птичников» говорит – можно! Вообще, здешние поселенцы уверены, что возможностей заработка на земле больше чем в городе!

По что «Икарус» в полях заблудился?

С появлением новых людей, здесь появились и новые центры кристаллизации культуры. Отнюдь не благодаря властям, а все на энтузиазме переселенцев. Их силами здесь созданы Дом творчества «Жар-Птица», музей Кашинской Старины, ведется домашнее обучение (все дети поселенцев приписаны к школе райцентра а, кто-то - к Москве – занимаются с ними сами родители).

Создатель музея – молодой историк и краевед Алексей Столяров, который поднял его полностью на свои средства и своими силами. Местные жители помогли с экспонатами, облегчив свои чердаки. Теперь это одно из мест культурной жизни района. В музее часто гостят отдельные туристы и группы Тверской области и даже Москвы.

Эко-этно-агро туризм – за этим громоздким словом стоит будущее всего русского села, уверен Алексей. Люди готовы платить приличные деньги и несколько часов трястить в автобусе, чтобы прикоснуться к опыту предков – попрыгать через костер, водить хоровод, попеть песню, послушать былину, своими руками испечь хлеб и поспать на печке, попариться в бане.

Нескончаемый поток людей в ветхий домишко – так внешне выглядит музей Кашинской Старины» - говорит о большом спросе на подобное творчество. Алексей уверен, что у современной деревни колоссальный туристический потенциал. Причем, названные деревни – Вознесенье и Матино - отнюдь не исключения. Каждая местность по-своему богата. Надо только «покопать», приложить силы, и наладить активную жизнь, «туристическую движуху» можно почти в каждом сельском уголке. И до тех пор, пока большая часть населения живет в городах – спрос на подобный туризм сохранится.

Творческая жизнь

Ремесло или тяжеловесное слово «хэнд-мэйд» не случайно стало так модно сейчас. Все этническое, не только в России, но и в мире – перспективно. Народ просто устал от «китайщины» или фабричной безвкусицы. На этом фоне любая русская хозяйка, делающая уникальные вещи из натуральных материалов – выигрывает. В каждой деревни были и легко могут быть воссозданы сейчас традиционные народные ремесла: ткачество, роспись, гончарка, народная игрушка, вязание, домашнее мыловарение. Список идей экологичной продукции можно продолжать и продолжать. Здесь реализация этих изделий идет через друзей-знакомых, фестивали, ярмарки. А ведь еще есть интернет-магазины. Одним словом, матинским мастерам и мастерицам есть чем занять пресловутые «долгие темные зимние вечера» и заработать на жизнь.

Быть или не быть…?

Перспективна ли деревня? Нужна ли она в современном мире? Думаю, вопрос отпадет сам собой, если немного окунуться в факты.

Качество жизни в современных городах катастрофически низко. Об этом знает каждый житель мегаполиса и доказывать это излишне. Специалисты добавят, что примерно через три поколения семейный род в городе исчезает. Так говорят экосоциологи – семейная пара Иван и Антонина Кулясовы много лет занимаются темой экопоселений, малых народов, сельских сообществ и устойчивым развитием.

В экопоселениях – местах подобных Матино и Вознесенье – хронический бум рождаемости. К счастью количество деревень нового типа – экопоселений – в нашей стране становится все больше. Около сотни их находится по всей стране. И вот в таких деревнях люди не убывают, а прирастают. Жизнь там – это постоянное веселое творчество, взрослые с детьми проводят совместные занятия, праздники, бытовые дела. «Если в сельской жизни мы будем сохранять динамику развития личности взрослого и ребенка – мы сохраним для села человека» - уверен Алексей Столяров. - От сытной и интересной жизни он попросту не уедет! Если в деревне лица молоды, а глаза ясны - значит, будущее у нее есть!

Автор текста: Дмитрий Кокорев

Если вас заинтересовал опыт этих людей, хотите познакомиться с ними поближе, сотрудничать – добро пожаловть на наш сайт, где есть все наши контакты: www.onitam.ru Сюда можно приехать волонтером и поучаствовать в одном из проектов, можно заняться детьми, освоить ремесла или просто "отдохнуть по хозяйству" (колка дров всегда актуальна), то Матино и Вознесенье ждет своих героев. Добро пожаловать!