В поисках национальной идеи: один день в Музее Кашинской Старины

Перепечатано по «Кашинсий Вестник» № 26, 8 июля 2011 года
В частный музей творческого объединения «Жар-птица» нас пригласил автор экспозиции

Алексей Столяров. Предложение было достаточно интригующим: побывать в музее, созданном руками сельской молодежи, посмотреть на людей, уехавших из столицы поднимать село, поучаствовать в интерактивной экскурсии и далее за самоваром поговорить с «жар-птичниками» о перспективах эко- и этнотуризма.trong>

Уже на подъезде к селу нас ждала первая неожиданность: развилка между церковью и музеем оказалась отмечена странной табличкой «На право пойдешь – мудрость постигнешь, налево пойдешь – благодать обретешь, на месте останешься – комарам достанешься». Сориентироваться оказалось нетрудно; как пояснил наш гид, «в церковь - к благодати, в музей - к мудрости». За мудростью и отправились.
На полянке перед музеем нас ждало несколько человек в русских одеждах. Они растянули рушник, под которым предстояло пройти всем приехавшим. Эта встреча оказалась вариантом старинной русской игры «Золотые ворота». По древнему обычаю нас привечали солью и хлебом, удивительно ароматным, бездрожжевым, испеченным умелыми хозяйками в русской печи.
На входе в избу время остановилась. Слушая былинный слог Алексея, незаметно для себя мы провели в музее более двух часов. В большой горнице за это время уже согрели самовар, разлили чай, и после экскурсии потекла неспешная беседа – разговор о прошлом и будущем русского человека и русского села.
КВ: Алексей, мы наслышаны о том, что большинство участников творческого объединения «Жар-птица» переехали в Кашинский район из столицы. Расскажите: что их привлекло так кардинально изменить свою жизнь?
А.: Вначале у каждого из наших ребят созрело внутреннее желание изменить свою жизнь, обрести наполнение и смысл. Ведь современный капиталистический мир направлен на погоню за материальным благом, бесконечную смену идей и их продажу. В конце концов, сколько бы денег ты ни заработал, ты выходишь из этих отношений пустым, и в такой момент хочется встретиться с тем, что способно наполнить тебя. Для человека то вечное, что нельзя купить или продать, - это чувство родины, радостный труд на земле, команда близких друзей, прикосновение к корням-истокам, настоящая любовь. Именно потребность в претворении подобных ценностей в жизнь и стала первым шагом для нас. Далее следовали встречи с нужными людьми, книги, затем цепь событий привела нас в эти края.
КВ: Вы считаете, что для воплощения этих ценностей лучше всего подходит именно сельская жизнь?
А.: Я совершенно не против жизни в городе и считаю, что подобную работу надо вести и там. Но для того чтобы до конца понять, в чем твоя потребность, следует выйти из привычной системы взаимоотношений. У русского села огромный жизненный потенциал. Грустно видеть гибель и разрушение десятков деревень на кашинской земле, осознавая их способность к возрождению. Русское село – единственный носитель культуры нашего народа. Без своих корней ни один народ, ни одна нация не может существовать. Нам только кажется, что, потеряв национальную идентичность, всё остается на своих местах. На самом деле безликая общественная масса становится дезориентированной в пространстве и времени. Корень большинства социальных противоречий, на мой взгляд, именно в этом. Утрачивая традиционные устои, общество старается изобрести нечто свое, сиюминутное, непроверенное временем, вечностью. Многие ощущают необходимость некоего вектора. Отсюда весь поиск национальной идеи, которую могут искать лишь те, кто отсечен от своего истока. Я уверен, что до XVII века этот вопрос ни в какой форме общественной мысли выражен не был. Русский народ жил согласно своей идее, объединял в недрах своего государства другие народы, был первопроходцем на огромных территориях. Именно село являлось основой той родовой организации, которая рождала и передавала традиции, сохраняла нравственные устои народа. Позднее многим силам было необходимо доказать отсталость и бесперспективность деревни, примитивность традиций, а ведь это чудовищная ложь и клевета на наш народ. У села сегодня негативный, проблемный образ. Покуда он будет сохраняться, никакой подъем в аграрной сфере невозможен и люди будут отсюда уезжать. Нужно формирование нового, «престижного», образа деревни.
Вторым ее козырем после культуры является экология и здоровье. То, что ты вырастил с любовью на своей земле, без сомнения, намного полезней стоящего на полках магазинов и супермаркетов. Удивительно, что в погоне за благами цивилизации мы способны ехать в рискованное для жизни и здоровья пространство. А огромные просторы и богатства русской природы остаются невостребованными.
КВ: Алексей, а почему именно образ жар-птицы оказался для вас таким притягательным?
А.: Пришел этот образ к нам не сразу, около трех лет назад. Жар-птица – старинный символ возрождения Руси, аналог западного феникса. Это птица счастья. Поймавшему ее и посадившему на ладонь открываются тайны, земные и небесные. Это образ огня, столь характерный для славянской мифологии. Большинство наших ребят – люди зажженные, идейные, пламенные. Хотя нам не всегда удается поддерживать в себе огонь, но мы стремимся, чтобы суть соответствовала оболочке.
КВ: Расскажите о том, как формировался музей и какой путь он прошел.
А.: 16 мая 2011 года мы отметили свое трехлетие. Музей был задуман значительно раньше своего открытия в 2008-м. В основном, экспозицию собирали ребята, купившие здесь дома и землю. Они и передали в музей базовую часть крестьянской утвари. Кое-что приносили старики, кое-что собиралось у местных жителей во время экспедиций по кашинским селам. Есть экспонаты, переданные уже нашими гостями. К примеру, одна женщина-москвичка из д/о «Тетьково» передала в музейный фонд педагогическую библиотеку своего отца. Кое-что собирали наши дети. Многие элементы экспозиции разработали именно они.
Музей кашинской старины – творческая лаборатория. У нас можно крутить жернова, вычесывать лен, прясть, делать кукол из льна и лыка, расписывать и т.д. Гость нашего музея потрогает руками большинство экспонатов, поиграет в русские игры (а их собрано около сорока), споет под гармошку…
Вообще в музее экспозиция – это не главное. Значимо здесь – встреча людей, душевные отношения, работа на благо родины и открытое сотрудничество. Так что разговор этот больше не про вчера, а про завтра.
КВ: А как, кто и на каких условиях вас посещает?
А.: Едут к нам и местные, и гости кашинских земель. В основном информация распространяется по сарафанному радио. С местных, и гостей, приезжающих частным образом, мы денег не берем. На выходе стоит коробочка, где каждый оставляет по сердцу, сколько может. Благодаря этим маленьким дарам мы подновили крышу, сделали новую проводку. К нам едут дети из московских и тверских школ. Здесь на базе наших деревень проходили для них лагерные программы «Погружения в мир славянских традиций» и т.д. Особенно теплые отношения у нас с Кашинским социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних. С ними нас связывает давняя дружба, ребята приезжают к нам, а мы к ним с праздничными программами. Вопрос коммерческого туристического освоения наших краев до сих пор находится в зачаточном состоянии. Мы принимаем группы отдыхающих из д/о «Тетьково». Сегодня подготовлены две интерактивные программы: «В гостях у Жар-птицы» (для детей) и «Русь былинная» (для всех возрастов). На них приглашаются группы ближайших к нам турагентств. В эти программы вошел весь наш опыт проведения традиционных праздничных мероприятий: игры, обряды, хороводы, песни и танцы, мастер-классы по ремеслам, кукольный театр и лекторий. Возможны варианты и с проживанием (это особенно интересно для гостей из столиц). Здесь, кроме всего прочего, колка дров, ношение воды коромыслом, общение с животными. Для москвичей в этом есть некая экзотика, и многие к нам за этим с удовольствием едут. Вообще тема эко- и этнотуризма – очень интересный ход для альтернативного заработка на селе. Эту тему мы сейчас лишь начинаем осваивать.
КВ: Алексей, мы желаем развития и процветания вашему музею. Благодарим весь коллектив «Жар-птицы» за гостеприимство.
А.: Напоследок я хотел бы напомнить читателям «Кашинского вестника», что вход в музей свободный и мы приглашаем жителей района и гостей наших мест на экскурсию.

По вопросам организации экскурсий звоните заранее: 8-915-706-7105 (с 10:00 до 21:00). Подробная информация на сайте «Жар-птицы» www.onitam.ru.
Перепечатано по «Кашинсий Вестник» № 26, 8 июля 2011 года.