Сказки Кашинской Жар-птицы

Сказка Первая. О дороге, которая манит…

Разрешите предложить вам путешествие в две далекие Кашинские деревушки. Дорога туда пыльная, борщевиком поросшая – в общем, самая простая, каких множество превеликое на Тверской земле… Лет десять назад стал ехать по этой дороге народ, да мало того что ехал – еще и оставался в глубинке. Выходцы с Урала, Тверской земли, Москвы и даже Германии достаточно спонтанно заселили вымирающие земли. С тех пор в селах Матино и Вознесенье население постепенно прибывает и не только за счет дачных мигантов, но и благодаря естественному приросту.
. Народ стекался путем сарафанного радио: кому-то понравилось, у него друзья приехали, взяли домик под дачу и остались зимовать. Через несколько лет все переселенцы подружились и стали жить душа в душу. Вообще люди здесь стремились отказаться от стереотипа, что наша тверская деревня бесперспективна, и как мы увидим дальше, своим примером попробовали это доказать.

Сказка Вторая. О горожанах первый раз траву косивших и коров доивших.

Так что же послужило поводом для такого серьезного шага? Ведь жизнь в деревне многие знают не по лубочным картинкам: есть там конечно много радостей, но основа всего – часто, очень не простой труд.
Матинцы и Вознесенцы (жители сел, в прошлом, многие горожане) отвечают на этот вопрос каждый по-своему. Кому-то хотелось вернуться в глубинку после утомительной жизни в мегаполисе, кто-то ехал вести здоровый образ жизни (как-никак в деревне человек здоровеет), кому-то хотелось заняться творчеством (для художника деревня – рай), кто-то хотел попробовать вести свое дело в новых условиях.
Не назовешь это переселение «убеганием» от каких-либо трудностей. Город, очевидно не прельщал, но не более того. Деревня, конечно, представала в ореоле романтики бардовских песен и славянских сказов. Были и определенные иллюзии по поводу сельского образа жизни. Например, некоторые корову доить не умели, даже не знали, как к ней подойти. Но не дрогнули, не запили, обустроились, обросли хозяйствами и огородами, нарожали детей….

Сказка третья. Под крылами Жар-птицы.

Время шло, а душе хотелось чего-то звонкого и большого. Ведь кроме быта в жизни человека обязательно должно быть что-то еще. Вот и родилась в умах нашей молодежи идея творческого коллектива. Образ Жар-птицы явился не случайно, и он отражал то, чем родившийся коллектив должен был заниматься: поиском и восстановлением русских традиций, народных праздников, разнообразными педагогическими проектами, Кашинским краеведением, ремеслами. Кстати этот образ имеет достаточно значительные корни на тверской земле – в эпоху князя Бориса Александровича чеканились монеты с «Тверской» Жар-птицей.

Сегодня за спиной «Жар-птицы» сотни интереснейших событий: праздников, детских лагерей, интерактивных занятий с детьми, экскурсий, туристических мероприятий, краеведческих экспедиций, семинаров, ремесленных мастер-классов. Да и сама «Жар-птица» получила статус общественной организации.

Активные участники бурной сельской жизни, сотрясатели деревенский тишины всегда найдут, что ответить докучливым горожанам, задающим странный вопрос о том, чем заняты темные зимние вечера.

Сказка четвертая. О темных зимних вечерах.

И все-таки, конкретнее, чем? В «Жар-птице» народ пламенный, ответит Вам:

• Ремеслами, сейчас они востребованы, еще как, и спрос на них в городах лишь растет. Ныне это называется модным словом Хэнд-мэйд. Мы творим традиционных кукол из тряпиц, льна и лыка, плетем из бересты, расписываем тремя видами росписи, знакомы с традицией славянской писанки, учимся гончарному делу, ткем, плетем из бисера, шьем себе сами костюмы, лепим свеч… А еще мы варим домашнее мыло, пробуем делать натуральную косметику, печем свой собственный домашний бездрожжевой хлеб.

• Занятиями с детьми. Своими и чужими. Обучаем ремеслам, придумываем увлекательные занятия-путешествия, проводим праздники в детских домах, рассказываем о Кашинских и Тверских землях. Не забываем о школе.

• Краеведением. Сколько всего удивительного скрывает наша тверская глубинка. С 2007 года действует проект «Пешком по Кашинской земле». Уж сколько мы ее исходили и всего собранного, записанного, запечатленного оказалось великое множество. Сегодня более 40 деревень могут реконструировать пласты своей истории по нашим материалам.

• Музеем Кашинской Старины. А вот эта наша задумка родилась от огромной любви ко всему чердачному и запыленному. Сейчас в удивительной крестьянской избе – выставлена экспозиция, каждый экспонат которой можно подержать в руках. Да и что экспонаты – люди тут ценнее любого экспоната – ведь они и песни поют народные и мастерству гостей учат и в хороводы заводят….Вот почему в ветхую избу, что в селе Вознесенье люди текут рекой.

Сказка Пятая. О Музее Кашинской Старины.

Дорогой друг, ты съездил в Турцию и отдохнул на лазурном побережье, замечательно провел время в Таиланде и на лыжных кортах Швейцарии, но узнал ли ты свою страну?
Знаком ли ты с такой незнакомой, далекой Россией? Ее культурой традициями духом природой людьми? Ощущаешь ли себя полноценно Русским?
Как показывает практика, желание прикоснуться к своим корням движет сегодня многими людьми. И житель села, как наиболее архаичного явления, сохранившего в себе действительные народные начала в этом смысле выигрывает. Только если он эти древние начала сохранил. Чтож, мы такую задачу себе поставили, выполнили ее насколько смогли… Правда нет здесь конкретной точки – достижения цели, есть лишь движение к своему наследию - познание себя и народа.
Наш историко-образовательный проект – Музей Кашинской Старины расположен в маленьком селе Вознесенье. Он стал местом паломничества для людей из разных регионов, разных взглядов, но связанных единым устремлением - познавать традиции своего народа. То немногое, что накопили, стремимся раздавать здесь. В Музее представлен быт тверского крестьянства, весь процесс обработки льна, процесс рождения хлеба, ручное творчество села, уникальные экспонаты, имеющие тесную связь именно с Кашинскими местами.

В нашем Музее все экспонаты можно трогать руками, гости знакомятся со сказочными персонажами, играют в русские народные игры, участвуют в балаганном театре, учатся ремеслам, ищут клады (и не только в земле, но и в себе иной раз находят). Все программы путешествий в мир Русских традиций необычайно зажигательны и интересны, а задору в них хоть отбавляй.

Ведь главные экспонаты нашего музея – люди, те самые которые не только поют старинные песни, но и живут, как поют. Поэтому их пример так заразителен.
Выходит, что главная сказка о нашем Музее – сказка о людях его создавших и поддерживающих.

Сказка шестая. От первого лица.

Меня зовут Алексей, человек я совсем не старый ( год рождения писать не буду, дабы не пугать читателя) приехал на Кашинскую землю тринадцати лет отроду. Школу заканчивал здесь, живя в селе Вознесенье, экстерном, получил аттестат в 15 лет, а к 19 закончил ВУЗ по специальности преподаватель истории и обществознания. По жизни тяготел ко всему антикварному, чердачному, руинированному, подземному заархивированному - отсюда и выбор специальности связанной с нашим прошлым. Приятно, что открыл в себе дар красиво об этом прошлом рассказывать. Поработал и преподавателем в частной школе и репетитором. Водил ребят в походы и лагеря, устраивал путешествия в разные эпохи. Самое главное, что ребята предмет мой любили…
Сейчас, я один из организаторов Музея Кашинской Старины в селе Вознесенье – интересного образовательного туристического проекта, родившегося из любви ко всему древнему и былинному. Искренне верю, что смекалка и житейская мудрость жителей тверского села может сделать это село процветающим вопреки кажущимся экономическим и всем прочим факторам.
Счастливый семьянин, рощу дочку. Живу в былинном уголке - Матино. Чего и Вам желаю (ну, не обязательно в Матино, обязательно - в своем уголке).

Сказка Седьмая. Куда ты скачешь Тройка-Русь?

Каково будущее наших сел? И есть ли оно? Бесспорно! Если жизнь здесь будет столь же интересна и еще интереснее, если средства будут притягиваться все более, если будет у людей вера в будущее – деревня не погибнет. И это не робкая мечта, этот процесс уже идет. Ведь он управляем и всецело от нас зависит. Здесь рождаются дети, селятся молодые семьи, снова поются песни.… Недавно встал вопрос о детской площадке. Если селяне задают такие вопросы - значит, будущее у села все-таки есть.

Присказка о Жар-птичьем гостеприимстве:

Дорогие читатели! Всех желающих мы приглашаем на наши праздничные программы и просто на экскурсию в музей Старины. Кроме того если у Вас горят руки, глаза, и есть желание поработать и хорошо отдохнуть в глубинке вы можете приехать к нам как гость или волонтер. Особенно нуждаемся в людях, желающих работать с детьми (т.к. сотрудничаем с 2-мя детскими домами), готовых поучаствовать в строительстве общественно полезных объектов в наших деревнях и проведении праздников. Радостью от содеянного, работой в молодой и перспективной команде, крышей и питанием обеспечим.
Звоните с конструктивными предложениями по телефону: 8 - 915 -706 -71 -05
с 10.00 до 20.00

Читайте анонсы мероприятий на сайте творческого объединения Жар-птица - www.onitam.ru (если читать обратно получается название деревни – Матино).

Сказки рассказывал один из матинских новожилов - Алексей Столяров.